Основной этап

На данном этапе я поделюсь опытом педагогического наставничества в рамках работы над кейсами Всероссийского конкурса "Большая перемена". У вас также появится возможность создать свой собственный кейс в логике конкурса.

Блок 1. Кейс в логике "Большой перемены" в деталях

Думаю, вы обратили внимание, что в основе конкурса "Большая перемена" лежит проектная технология, а именно, такая её разновидность, как решение кейсов различной направленности. Суть данного метода заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.

В рамках конкурса кейсовые задания для ребят были сформулированы представителями ведущих  корпораций, компаний и ВУЗов: среди них ПАО "Сбербанк", ОАО "Российские железные дороги", Госкорпорация Росатом, НИТУ "МИСиС", МГТУ им. Баумана, МФТИ, Сколковский институт науки и технологий, Арт- Кластер "Таврида" и многие другие. Все кейсы содержали инновационный потенциал, от их решения реально зависела возможность развития компаний и социума в целом.

Несмотря на тематическую разницу направлений конкурса (напомню, что в 2020 году их было девять) работа над каждым кейсом строилась по одной и той же схеме:

1 этап: Проанализируй!

На данном этапе участники должны были проанализировать поставленную перед ними проблему, чтобы разобраться с кейсовым заданием. То есть этот этап был связан с осмыслением того, как на сегодняшний момент решают проблему, поставленную в кейсовом задании.

2 этап: Замысли!

Эта часть посвящена формированию комплексного решения, интегративной схемы, созданию концепции решения.

3 этап: Продумай шаги!

Этот этап посвящён созданию плана действий, переходу от стадии идей к стадии их реализации.

4 этап: Собери команду! (внутренний и внешний контуры)

Эта часть описывает процесс формирования команды для решения кейсового задания.

5 этап. Покажи, что получается!

Эта часть описывает практические результаты, достигнутые в ходе решения кейса.

Движение по этой схеме (авторы конкурса называют её схемой предпроектной, то есть редуцированной проектной деятельности) позволяло командам разработать незаурядные проектные решения.

Разберём инструментарий решения кейса на конкретном примере.

В рамках направления "Расскажи о главном!" на дистанционном этапе "Командное состязание" моей дочери, наставником которой в рамках конкурса я являлась, было предложено выбрать решение одного из трёх кейсов, с заданиями которых можно ознакомиться здесь.

Мы выбрали кейс "Тематический календарь" и приступили к выполнению заданий.

На 1 этапе "Проанализируй!" мы провели анализ ситуации: выбрав пять уже существующих тематических календарей, мы сделали их описание, а также обозначили их положительные и отрицательные стороны. Как наставник, в качестве удобного инструмента для обучения анализу ситуации на данном этапе я использовала методику SWOT-анализа: в каждом календаре мы пытались выделить сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities), угрозы (threats). С нашим отчётом по данному этапу можно ознакомиться здесь.

На 2 этапе "Замысли!" мы решили создать тематический календарь, посвящённый лингвистике. Мы составили карту эмпатии, чтобы изучить нашу целевую аудиторию - потенциальных пользователей лингвистического календаря. Обозначив проблемные поля подростков, проявляющих интерес к изучению лингвистики, мы создали концепцию нашего лингвистического календаря. Как наставник, на данном этапе я обучала своего ученика не только умению видеть и формулировать проблему, но и графически представлять свои идеи. Хорошим подспорьем при этом стали ресурсы для создания инфографики, в частности, сервис Canva. С нашим отчётом по данному этапу можно ознакомиться здесь.

На 3 этапе "Продумай шаги!" мы создали план действий для реализации нашего замысла: выбрали критерии для отбора контента для нашего лингвистического календаря, продумали дизайн и перспективы реализации. В процессе обсуждения активно использовался мозговой штурм. С нашим отчётом по данному этапу можно ознакомиться здесь.

На 4 этапе "Собери команду!" мы  сформировали команду внутреннего контура и распределили роли между её участниками. Во внешний контур были приглашены эксперты, чьё авторитетное мнение было крайне важно для нас.

На 5 этапе "Покажи, что получается!" мы создали тематический календарь "Лингвистические этюды" с помощью удобного конструктора сайтов Wix, показали его потенциальным пользователям и сделали выводы по результатам оценки календаря аудиторией. С нашим отчётом по данному этапу можно ознакомиться здесь.

К слову, наш календарь был высоко оценен не только целевой аудиторией, но и экспертами Всероссийского конкурса "Большая перемена". Мы получили максимальное количество баллов за выполнение данного задания!

На этапе очных полуфиналов команде, в которой оказалась моя дочь, в качестве кейсового задания было предложено разработать урок патриотизма. Поскольку команда уже была сформирована, схема продвижения по кейсу включала 4 этапа: "Аналитика", "Генерация идей", "Решение", "Реализация". Предлагаю вашему вниманию видео защиты итогового продукта на этапе "Реализация".

Трудно не согласиться, что с помощью кейс-метода ребята имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Хотелось бы также обратить внимание, что, управляя командой в качестве педагога-наставника, я использовала модель ситуационного лидерства Херси и Бланшера. Эта модель, разработанная американскими учёными Полом Херси и Кеннетом Бланшером в 60-е годы 20 века, основана на убеждении, что не существует единственного, самого лучшего стиля управления. Лучший стиль руководства будет определяться задачей, которую необходимо выполнить, а также составом команды, выполняющей эту задачу. Исходя из этого, в разных ситуациях можно использовать один из четырёх стилей наставничества: директивный, наставнический (коучинг), поддерживающий, делегирующий.


Директивный стиль предполагает инструктаж, чёткие алгоритмы действий, пошаговый контроль, низкую поддержку. Такой стиль наставничества подходит, если участник и команда, которыми Вы руководите, находятся на уровне "новичок", когда степень мотивации высока, а степень профессионализма низкая.

Наставнический стиль (коучинг) предполагает, что наставник ставит цель и сроки, работает через коучинг-вопросы (например, с чего бы ты начал?), много и активно слушает, поддерживает и одобряет, даёт право на ошибку. Такой стиль наставничества подходит, если участник и команда, которыми Вы руководите, находятся на уровне "скептик", когда степень мотивации и профессионализма находятся на среднем уровне.

Поддерживающий стиль предполагает, что наставник поддерживает, рассказывает истории успешного обучения, выясняет опасения и трудности. Такой стиль наставничества подходит, если участник и команда, которыми Вы руководите, находятся на уровне "опытный", когда степень мотивации и профессионализма находятся на повышенном уровне.

Делегирующий стиль предполагает, что наставник ценит, поощряет, доверяет. Такой стиль наставничества подходит, если участник и команда, которыми Вы руководите, находятся на уровне "профи", когда степень мотивации и профессионализма находятся на высоком уровне, но мотивация начинает ослабевать.

Блок 2. Приступаем к активным действиям

По словам авторов конкурса, задача педагогов - в своих учебных заведениях продолжать дело, начатое "Большой переменой".

Предлагаю вам попробовать себя в роли авторов кейса (кстати, с полным перечнем кейсов по всем направлениям конкурса 2020 года можно ознакомиться здесь): 

1. Выберите тему кейса, определите, учащимся какого возраста он адресован.

2. Придумайте яркое название своего кейса.

3. Поясните, на изучение каких предметных областей влияет Ваш кейс.

4. Подумайте, с какой целью Вы создаёте кейс, какие задачи он призван решать.

Обратите внимание, что цель кейса должна мотивировать начинать его решение. Цель должна быть измерима, конкретна, ограничена во времени. Чтобы достичь цели, кейс должен решать определённые задачи. Например, городу не хватает ветеринаров. Цель кейса - профориентация в профессию. Задачи кейса - ввести школьников в сообщество ветеринаров, организовать ряд профессиональных проб и практик в ветеринарной клинике, создать сообщество юных ветеринаров.

5. Составьте текст кейса, подробно описывая ситуацию, сформулировав задачу, требующую решения, и обозначив итоговый продукт. 

6. Продумайте этапы работы над кейсом. Их должно быть 4 или 5 (в зависимости от условий формирования команды).

7. Напишите чёткие инструкции, которыми Ваши ученики будут руководствоваться на каждом из этапов.

8. Создайте гугл-документ, содержащий описание Вашего кейса. Обратите внимание, что Ваш кейс должен иметь следующие структурные элементы:

1) Название

2) Образовательная область

3) Возрастная категория

4) Цель кейса

5) Задачи кейса

6) Текст кейсового задания 

7) Этапы кейса с чёткими инструкциями для учащихся

9. Откройте доступ для комментирования к созданному документу и разместите ссылку на него в таблице продвижения.

10. Оцените свой кейс в соответствии с критериями. Сделайте копию данного документа (Файл - создать копию), переименовав его "Оценивание кейса. Название кейса. Автор"

11. Укажите набранное количество баллов в таблице продвижения, сопроводив число ссылкой на упомянутый в пункте 10 документ.

Сделайте отметки о выполнении заданий данного этапа в таблице продвижения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий